.

суббота, 28 июня 2014 г.

ЛЕНИНГРАД-КИЕВ - ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

В понедельник 28 июня 1982 года в Наровлянском районе Гомельской области (Белорусская ССР) потерпел катастрофу самолет Як-42 советской компании «Аэрофлот», выполнявший рейс 8641 (Ленинград—Киев). Погибло 132 пассажира и членов экипажа.

Этим самолетом, с предварительной защиты своей кандидатской диссертации, возвращалась моя мама Ирина Бенатова. В 1982 году ей исполнился 31 год…



В Советском Союзе был популярен лозунг, посвященный Второй мировой войне – «Никто не забыт, ничто не забыто!» Эти хорошие слова, как и многие другие им подобные в наших реалиях, к сожалению, часто остаются лишь раскрученными популистскими слоганами. Так и случилось с катастрофой ЯК-42 Ленинградского авиаотряда. Люди погибли, а государство приложило все возможные усилия, чтобы как можно быстрее забыть о «неприятном инциденте» и продолжить «уверенный путь к светлому будущему».

Ирина Бенатова
Мои родители учились во Львове, каждый писал свою кандидатскую диссертацию. Отец по кибернетике и телемеханике, а мама по болгарской филологии. Я же, чтобы не отвлекать молодых ученых, был отправлен в Киев на попечение бабушки и деда. Потом отец вернулся в Болгарию на два года, чтобы отдать свой воинский долг родине, а мама вернулась в Киев и поступила на преподавательскую работу в Киевский институт гражданской авиации (КИГА).

Меня впечатляла ее красивая синяя форма с золотыми пуговицами и погоны с тремя полосками. Я знал, что у каждого самолета есть свой капитан и считал, что моя мама уж точно не меньше чем его, этого капитана, первый помощник…

Мы стали проводить больше времени вместе. Ходили на концерты в филармонию (я чудно спал у нее на коленях), в костел св. Николая (наш киевский зал органной и камерной музыки) и конечно же в цирк.

Впрочем, основное время мною продолжали заниматься бабушка и дедушка. Мама работала над диссертацией, и ей нельзя было мешать. Когда я засыпал, в ее комнате всегда горел свет.

Место катастрофы
Я помню лето 82-г. Мама улетала в командировку в Ленинград. Я закатил страшную истерику, но был успокоен обещаниями о подарках. Она должна была вернуться через несколько дней…

Потом приходили какие-то люди в синей аэрофлотовской форме, были разговоры за закрытыми дверями. Бабушка сразу все мне рассказала. Мне было 6 и я был уже взрослым мальчиком.

Помню подвальное помещение на ул. Коминтерна в Киеве – офис транспортной прокуратуры.
Вежливые мужчины в строгих костюмах заполняли какие-то бумаги. Потом они сказали, что дело находится на контроле у самого Юрия Владимировича Андропова и скоро нас вызовут в Москву для участия в судебном заседании. Самого Юрия Владимировича я, конечно же, очень хорошо знал, хотя и не лично. Он сменил в телевизоре дедушку Леню с кустистыми бровями, невнятной дикцией и витриной орденов, и выглядел хоть и строго, но достаточно симпатично. Бабушка говорила, что ЮВ обязательно во всем разберется…

Главный виновник авиакатастрофы,
осужденный Андреев Сергей Александрович
Виновник авиакатастрофы,
осужденный Первушин Юрий Павлович
В следующем 1983 году я пошел в школу, а ЮВ умер. В Москву нас так и не вызвали…

Бабушка воспитывала меня так, чтобы я не чувствовал себя сиротой. Тема катастрофы не была табу в нашей семье, но ее старались не поднимать. Мало того, большинство моих друзей и знакомых не знали о произошедшей трагедии. Я не хотел, чтобы меня жалели, поэтому говорил, что родители проживают за рубежом.

Чернобыль-2
Когда в СССР случилась перестройка, разговоров о катастрофе стало больше. Говорили, что ЯК-42 сбило ПВО на подлете к Чернобылю, что самолет попал в сильную грозу, и, наконец, что навигационное оборудование борта было выведено из строя станцией загоризонтного обнаружения пусков «Чернобыль-2». Естественно, что мне всегда хотелось разобраться, что же произошло на самом деле.

В 1995 году я написал письмо в Транспортную прокуратуру Республики Беларусь и узнал, что дело слушалось в Верховном Суде РФССР. На мой запрос в ВС мне сообщили, что потерпевшие в судебное заседание не явились и гражданских исков не заявляли.

В ту пору я был обычным студентом, а лихие 90-е не особенно располагали к разного рода расследованиям, работе в московских архивах и т.д. Кроме того, начитавшись историй о сбитом корейском Боинге, я предположил, что вряд- ли что-то смогу узнать.

С третьего курса института я стал подрабатывать внештатником в нескольких украинских периодических изданиях (сказалась генетика т.к. мои болгарские бабушка и дед были журналистами). Я думал о катастрофе постоянно, но что-то постоянно мешало, я не знал с какого конца подступиться к вопросу, как найти ниточку, чтобы начать распутывать клубок.

Однажды я летел из Киева в Софию. У самолета были проблемы с шасси, и мы кружили над болгарской столицей два часа, чтобы выработать горючку. Моим соседом оказался молодой инженер гражданской авиации. Мы разговорились о самолетах и катастрофах. Он первый рассказал мне о технической неисправности, повлекшей к разрушению ЯК-42.

Время шло, я закончил учебу в Киевском политехе, отучился в аспирантуре, стал преподавать, занялся бизнесом. Пару раз в году, я просматривал сеть на предмет информации о катастрофе. Приблизительно в 2008-2010 годах в Интернете появились первые упоминания о воздушном происшествии, и мне стала понятна техническая причина катастрофы.

Виктор Чамковский
В ноябре 2013 года под Казанью разбился Боинг, я традиционно заглянул в сеть и нашел статью о катастрофе Як-42 в одной белоруской газете. Запостил на ФБ, через час один из моих друзей прислал мне ссылку на сайт телепроекта «Документальный детектив» белорусского журналиста Виктора Чамковского (http://archive.today/PzhMX).

Виктор любезно согласился встретиться со мной в Минске. Его профессиональные советы очень помогли сдвинуть дело с мертвой точки. За 6 месяцев мне удалось разыскать 44 фамилии погибших и установить контакт с их родственниками. В ФБ появилась группа, посвященная катастрофе (https://www.facebook.com/groups/yak42), которая, в будущем, будет трансформирована в интернет-мемориал. Там мы размещаем биографии погибших, а также следственные и судебные материалы.

Изучая биографии погибших, я был потрясен. В этом самолете летели очень разные и в то же время очень хорошие люди – военные, ученые, инженеры, студенты, простые труженики.

Все семьи погибших были обмануты советским государством. Мало того, что люди получили мизерные компенсации за погибших родственников, власти не удосужились даже объяснить им, что же произошло на самом деле. При этом родственникам не были выданы тела для погребения, а только урны с прахом. Это сразу наводило на размышление, что власти хотели что-то скрыть. Истина оказалась более прозаичной. Как мне рассказал влиятельный сотрудник Аэрофлота, у которого в катастрофе погибли двое родственников, никто не захотел оплачивать 132 цинковых гроба…

В настоящее время мы начинаем знакомиться с материалами состоявшегося процесса. Оказывается в СССР проблемы с защитой были только у политических, а трое титулованных разгильдяев имели зубастых профессиональных и, в дополнение к ним, общественных (!) защитников. Самый справедливый в мире суд учел положительные характеристики уважаемых конструкторов (Андреева, Первушина и Румянцева), их награды и членство в Партии, поэтому приговор был необычайно мягок – лишение свободы на 2 года по ст. 172 УК РСФСР (халатность) с отсрочкой приговора (ст. 46-1 УК РСФСР) сроком на 1 год. Напомню, что в то же время советские диссиденты за свои стихи и прозу получали от 5 до 15 лет лагерей…

Прошло уже 32 года с момента катастрофы. Исчез СССР, умерли многие участники тех событий. Я не ставлю пред собой задачу судить или осуждать кого-либо. Но хочется, чтобы о гибели 132 человек над белорусским селом Вербовичи знали и помнили, потому что никто не забыт и ничто не забыто.

Данил Бенатов
28 июня 2014 г.

СПИСОК ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА РЕЙСА СОВЕТСКОЙ АВИАКОМПАНИИ «АЭРОФЛОТ» № 8641 (ЛЕНИНГРАД—КИЕВ) ПОГИБШИХ 28 ИЮНЯ 1982 Г.

1. Азаренко Ирина Владимировна
2. Алимова Пелагея Захаровна
3. Белесова Людмила Николаевна
4. Бенатова Ирина Михайловна
5. Берденникова Наталия Ивановна
6. Богарев Алексей Александрович
7. Богатырева Лидия Сергеевна
8. Бочариков Андрей
9. Брызгалов Владимир Михайлович
10. Будин Борис Дмитриевич
11. Василенко Геннадий Григорьевич
12. Васильев Ростислав Ростиславович
13. Васильева Светлана Борисовна
14. Васильченко Владимир Иванович
15. Васищева Тамара Михайловна – бортпроводник воздушного судна
16. Вересов Рудольф Георгиевич
17. Виноградов Николай Семенович – бортмеханик воздушного судна
18. Гаврюшов Евгений Евгеньевич
19. Гайдукевич Анатолий Николаевич
20. Гашичев Николай Иванович
21. Глущенко Людмила Алексеевна
22. Гончарук Владимир Сергеевич
23. Гончарук Раиса Ивановна
24. Григоренко Геннадий Григорьевич
25. Гудков Валерий Витальевич
26. Гусева Ольга Сергеевна
27. Деминская Вера Васильевна
28. Деминский Юрий Андреевич
29. Диденко Валерий Васильевич
30. Евстегнеева Раиса Прокофьева
31. Егоров Владимир Васильевич
32. Журавлева Лилия Ивановна
33. Зонн Зинаида Николаевна
34. Зражевский Александр Иванович
35. Иванченко Валентина Анатольевна
36. Йоффе Марк Захарович
37. Казаченко Надежда Николаевна
38. Карандашов Владимир Георгиевич
39. Карандашов Игорь Владимирович
40. Карандашова Наталия Сергеевна
41. Карандашова Ольга Владимировна
42. Кедров Виктор Иванович - штурман воздушного судна
43. Кернос Юлиана Давыдовна
44. Кивенко Елена Николаевна
45. Клец Олег Анатольевич
46. Козлова Елизавета Иосифовна
47. Кононенко (Дейнега) Анна (Галина) Сергеевна
48. Кононенко Александр Васильевич
49. Кононенко Олег Ростиславович
50. Конопацкая Валентина Николаевна
51. Конопацкая Лариса Николаевна
52. Конопацкий Николай Васильевич
53. Корж Анатолий Петрович
54. Коробицин Виктор Александрович
55. Кочегуров Михаил Анатольевич
56. Краснов Константин Александрович
57. Кузовлева Фаина Захаровна
58. Кучма Николай Васильевич
59. Левин Ян Михайлович
60. Левочко Татьяна Ивановна
61. Марченко Лариса Валентиновна
62. Махан Елена Николаевна
63. Махан Людмила Николаевна
64. Медведев Геннадий Валентинович
65. Медведева Юлия Дмитриевна
66. Меденко Виктор Александрович
67. Миронова Елена Олеговна
68. Михалева Людмила Владимировна
69. Михалева Наталья Григорьевна
70. Михалева Ольга Петровна
71. Мусинский Вячеслав Николаевич - капитан воздушного судна
72. Николенко Ирина Марковна
73. Новиков Александр Юрьевич
74. Орлов Александр Михайлович
75. Павлова Ольга Павловна - бортпроводник воздушного судна
76. Пасечная Людмила Игоревна
77. Петрусенко Татьяна Дмитриевна
78. Пехота Валентина Михайловна
79. Плахотник Алексей Афанасьевич
80. Плетнев Василий Маркович
81. Погоняйло Галина Григорьевна
82. Полетаева Ольга Васильевна
83. Преварский Сергей Борисович
84. Притула Татьяна Анатольевна
85. Пуцкова Людмила Петровна
86. Ромоданов Владимир Анатольевич
87. Ромоданов Юрий Анатольевич
88. Рощина Людмила Александровна
89. Рубцов Александр Тимофеевич
90. Руденко Тамара Николаевна
91. Руденко Юлия Александровна
92. Рылько Александр Викторович
93. Рябов Юрий Борисович - бортпроводник воздушного судна
94. Савельев Михаил Васильевич
95. Самар Павел Захарович
96. Cамар Мария Петровна
97. Самарина Вера Ивановна
98. Самарина Лариса Вячеславовна
99. Самсонов Сергей Федорович
100. Серпионова Новелла Ефимовна
101. Смирнов Владимир Константинович
102. Смолиновский Сергей Михайлович
103. Солодов Александр Иванович
104. Сом Мария Александровна
105. Стигарев Александр Сергеевич - пилот воздушного судна
106. Таратута Юрий Александрович
107. Тетерин Сергей
108. Тетерина Наталья Васильевна
109. Тимченко Катерина Тимофеевна
110. Траулько Светлана Семеновна
111. Трифонова Любовь Юрьевна
112. Троян Александр Васильевич
113. Усова (Богданова) Татьяна Юрьевна
114. Федоров Николай Филиппович
115. Филатов Сергей Васильевич
116. Филиппова Жанна Давыдовна
117. Филиппова Людмила Александровна
118. Ходыкин Александр Егорович
119. Хренов Олег Афанасиевич
120. Хренов Юрий Олегович
121. Хренова Наталия Евгеньевна
122. Цимбал Татьяна Михайловна
123. Ципко Борис Иванович
124. Шейкина Анна Николаевна -бортпроводник воздушного судна
125. Шепенюк Леонид Леонидович
126. Шиян Любовь Владимировна
127. Щербина Ольга Васильевна
128. Щербинин Артур Николаевич
129. Щербинин Дмитрий Артурович
130. Щербинина Галина Ивановна
131. Янчевская Ирина Сергеевна
132. Янчук Антонина Антоновна

1 комментарий:

  1. В конце июня 1982 года я заканчивал 4-й курс механического факультета КИИГА. Летняя сессия подходила к концу, когда в вестибюле 8-го корпуса мы увидели большой портрет красивой молодой женщины в форме гражданской авиации с траурной лентой наискосок. Это была преподавательница кафедры иностранных языков - жертва катастрофы ЯК-42. Она возвращалась из Ленинграда, где успешно защитила кандидатскую. Я лично ее не знал, но было очень жалко и как-то не по себе - ведь мы были студентами-авиаторами, учились в авиационном вузе, а она работала в авиационном вузе и погибла в результате авиакатастрофы. Все связано с авиацией. В дальнейшем я никогда не забывал об этой катастрофе, интересовался расследованием. Выяснилось, что причиной была ошибка конструкторов. На ЯК-42 горизонтальное хвостовое оперение было подвижное - не только руль высоты был управляемым на шарнирах, но и стабилизатор изменял угол наклона в зависимости от режима полета. А установка угла стабилизатора осуществлялась с помощью пары "винт-гайка". Ошибка состояла в неправильном подборе материала для этой пары, в результате ресурс этого агрегата оказался намного меньше расчетного. Результат - катастрофа, десятки жертв, сотни потерпевших через гибель своих родных и близких. По моей информации, все самолеты этого типа прошли доработку - проблема была устранена. Но родственникам погибших от этого не легче. Тем более, что о них практически забыли. Такое было время - для той страны человек был винтиком..., не более...

    ОтветитьУдалить