.

воскресенье, 19 июля 2015 г.

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ – ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ БЕЛАРУСИ УДОБНЫЙ СЕРВИС ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕКЕТ

Как вы знаете, самый короткий путь из Киева в Вильнюс лежит через дружественную Беларусь. Следует отдать должное дорожной инфраструктуре соседей, дороги у них в любой сезон года всегда в идеальном порядке. В настоящее время стахановскими темпами идет строительство автомагистрали Минск-Гомель. Однако, как всегда случается в нашей суровой действительности, есть одно большое но – это введенная в эксплуатацию в конце 2013 года система автоматизированного контроля за пользованием платными дорогами "Белтолл".

фото с сайта http://virtualbrest.by/
Расскажу о нашем опыте использования этого замечательного ноу-хау. В декабре 2013 года мы традиционно отправились на новогодние праздники в Вильнюс. Не далеко от Бобруйска я заметил новый дорожный указатель «платная дорога». Но поскольку на украинско-белорусской границе никакой информации о нововведении не было, а у белорусов, с различными сборами-бумажками-декларациями всегда очень строго, я не придал значения наличию этого знака (в Литве, например, многие дороги являются платными для грузового транспорта). К тому же, во время остановки в Минске, друзья сообщили мне, что система работает в тестовом режиме и ее начало эксплуатации назначено на 1 января 2014 года. Как оказалось они, как и многие другие белорусские и зарубежные автомобилисты очень и очень заблуждались…

Бортовое устройство (фото с сайта http://www.beltoll.by)
На обратном пути, внимательно изучив сайт "Белтолл", я обратился в пункт обслуживания клиентов для заключения договора и получения бортового устройства. Следует отметить, что пункты обслуживания находятся на заправках «Белнефтехим» (первый обычно сразу после пограничного пункта пропуска), однако и тогда и теперь о их наличии может извещать не более чем маленький стенд-раскладушка, который, во-первых зимой заносит снегом, а во-вторых постоянно заставляют убирать с трассы представители некой госинспекции.

В окошке работала женщина средних лет. Она вбила мои данные в компьютер, распечатала договор и сказала, что я должен расписаться в трех местах: о том, что я хочу получать рекламу, о том, что я понял и согласен с условиями договора, и о том, что я получил само бортовое устройство. Я сказал, что я не хочу получать рекламу, и поэтому буду расписываться только дважды. Женщина впала в ступор и вызвала свою начальницу – симпатичную девушку стервозной внешности в очках и галстуке. Девушка сказала, что или я все подписываю или они меня обслуживать не буду. На что я ответил, что получать от них рекламу это мое право, а не обязанность. Далее был долгий диалог. Самые интересные фразы из него: «Вы что все читаете, что подписываете?», «Вы что, президент, что Вам все можно?» и наконец контрольная в голову «В Европе нас унижают, а почему мы не можем». С горем пополам документы я оформил, устройство получил, правда без специального крепления, вместо которого мне выдали двухсторонний скотч. В тот раз Беларусь мы проехали нормально, устройство я решил не сдавать, чтобы не возиться с переоформлением договора, снял его с лобовухи и положил в бардачок. Кстати, за устройство вы платите залог 25 евро в белорусских рублях по курсу, но если вы захотите его вернуть, то вам вернут не 25 евро по актуальному курсу, а именно ту сумму, которую вы заплатили в рублях.

Контрольная арка системы платных дорог (фото с сайта http://www.sb.by)
В следующий раз мы ехали в Вильнюс ровно через год. За это время на границе появились маленькие стендики-раскладушки "Белтолл" с раскисшими от дождя и снега проспектами, а на дорогах, правда уже далеко за началом их платных участков, появились установленные, почему-то не на обочинах, а в полях борды с надписями «А ты заплатил за платную дорогу», естественно без указания, где собственно можно это сделать. 

Въехав в РБ, я, на всякий случай,  проверил работу устройства и наличие средств на моем счете у другой не менее неприветливой девушки и не думая о плохом, приклеил устройство на лобовое стекло с помощью уже известного вам двухстороннего скотча. 

Когда мы проехали через первую контрольную арку, устройство не издало писк, а, значит, деньги не списались. На улице бушевала метель, у меня была температура, при этом на часах было 2:00. Следуя инструкции, я заехал на ближайший пункт обслуживания, где очередная хмурая тетенька проверив исправность бортового устройства попыталась меня послать. Когда я потребовал книгу жалоб мне посоветовали позвонить в Минск на «горячую линию». Я попросил служебный телефон, чтобы сделать этот звонок, мне отказали. Только после того, как я попросил "любезную" представительницу "ненавязчивого" сервиса представиться, она передумала и сама позвонила оператору. Устройство еще раз проверили и не нашли неисправностей. Я зарегистрировал обращение о его некорректной  работе и мы поехали дальше. 

Следует сказать, что устройство все-таки один раз сработало, впрочем это, как вы узнаете далее, нам ничем не помогло.

Сотрудники Транспортной инспекции бдят (фото с сайта http://www.sb.by)
На обратном пути в Киев история повторилась. Пурга, устройство не работает, звонок на «горячую линию», обращение в центр обслуживания. В этот раз в окошке сидел молодой человек. Он сразу заметил скотч на датчике и сказал, что его недопустимо использовать, т.к. скотч не пропускает радиосигнал системы. Наконец был выдан штатный кронштейн, устройство заработало и через два часа, в чистом поле, мы были остановлены двумя бравыми дядьками из транспортной инспекции. Они стояли на обочине заснеженной дороги и в бинокль выискивали именно нашу машину. Индивидуальный подход к клиенту обошелся нам в 400 евро (включая штраф за 2013 г.).

Справедливости ради, надо отметить, что мужики были очень вежливые, они с пониманием слушали мои жалобы и сокрушались на несовершенство действующей системы. У них был мобильный терминал, а у меня, слава Богу, были деньги на карточке. Это их очень обрадовало, т.к. не нужно было сопровождать нас на штрафплощадку и оформлять кучу бумаг. Кроме того они посоветовали мне сразу заехать на ближайший пункт обслуживания и написать жалобу, что я незамедлительно сделал. Две неулыбчивые тетки, жалобу принимать отказались и посоветовали мне вернуться в Минск, но после того, как я предупредил их о моем хорошем знании инструкций их работодателя и приготовился записать их ФИО, дамы сразу же стали приветливыми, и всего за 2 часа времени оформили все документы.

Карта платных дорог РБ по состоянию на июль 2015 г.
(фото с сайта http://www.beltoll.by)
На мою жалобу вскоре пришла отписка, краткий смысл которой сводился к следующему – если устройство не работает, нужно сообщить на горячую линию и заехать в ближайший пункт обслуживания. Вопрос, что делать автомобилисту, если эти действия не привели к устранению неполадки в работе устройства остался висеть в воздухе. В конце письма мне любезно посоветовали обратиться в самый справедливый в мире белорусский суд. В суд я не пошел, а написал письмо Александру Григорьевичу Лукашенко, в котором, коротенько, на 10 страницах, признался в искренней любви к Беларуси, что повторюсь есть святая правда, и пожаловался на вопиющую несправедливость. В ответ я получил отписку из Министерства транспорта РБ, в которой мне предложили осуществить все те же действия, которые были описаны в начале этого абзаца, а также обратится в суд. Вот такая получилась печальная история.

Недавно мы опять ехали через РБ. С новым креплением устройство работало без проблем, но осадочек то в душе остался…    

Отдельными "незлыми" словами нужно отметить "дружественность"
сайта "Белтолл" особенно в части кириллических "капач"
для, европейских перевозчиков и автомобилистов
Кстати, как оказывается, система пустила по миру не одну грузовую компанию, о чем можно прочитать например тут. Напомню, что белорусские дороги являются платными для всех без исключения грузовых автомобилей, а также для всех легковых автомобилей, кроме тех, которые имеют регистрацию в РФ, РБ и Казахстане. Так вот, "Белтолл" и его партнеры выжидают, когда у собственников грузовиков набирается сумма штрафов более 40 тыс. евро (!), действительно, чего за мелочью бегать, а потом запускают Транспортную инспекцию, и все... Да, забыл сказать, если вы съехали с платной дороги, а потом вновь на нее вернулись через много километров, придется заплатить так, как-будто вы проехали по ней все расстояние.

Также я наслушался душещипательных историй про граждан РБ, купивших машины в Литве и каждодневно ездивших на работу из пригородов в Минск. Суммы к взысканию начинались с уровня 3000 евро. Суд, конечно, принимал сторону государства.

На мой взгляд вся эта нездоровая ситуация с платными дорогами наряду с дорогущими мультивизами для граждан ЕС (годовая стоит 150 евро) не способствуют развитию культурных и деловых отношений между Беларусью и ее соседями. Но дороги там все-равно хорошие, пейзажи красивые и люди хорошие. Поэтому удачи вам и будьте внимательны в путешествии :)

П.С. Стоимость проезда от Новой Гуты до Каменного Лога составляет около 10 евро.







Комментариев нет:

Отправить комментарий