Как вы
знаете, самый короткий путь из Киева в Вильнюс лежит через дружественную
Беларусь. Следует отдать должное дорожной инфраструктуре соседей, дороги у них в любой сезон года всегда в идеальном порядке. В настоящее время стахановскими темпами идет
строительство автомагистрали Минск-Гомель. Однако, как всегда случается в нашей суровой действительности, есть одно большое но – это введенная в эксплуатацию в конце
2013 года система автоматизированного контроля за пользованием платными
дорогами "Белтолл".
фото с сайта http://virtualbrest.by/ |
Расскажу о
нашем опыте использования этого замечательного ноу-хау. В декабре 2013 года мы
традиционно отправились на новогодние праздники в Вильнюс. Не далеко от
Бобруйска я заметил новый дорожный указатель «платная дорога». Но поскольку на
украинско-белорусской границе никакой информации о нововведении не было, а
у белорусов, с различными сборами-бумажками-декларациями всегда очень строго, я
не придал значения наличию этого знака (в Литве, например, многие дороги являются платными для грузового транспорта). К тому же, во время остановки в Минске, друзья сообщили мне, что система
работает в тестовом режиме и ее начало эксплуатации назначено на 1 января 2014
года. Как оказалось они, как и многие другие белорусские и зарубежные автомобилисты очень и очень
заблуждались…
Бортовое устройство (фото с сайта http://www.beltoll.by) |
На обратном
пути, внимательно изучив сайт "Белтолл", я обратился в пункт обслуживания клиентов для
заключения договора и получения бортового устройства. Следует отметить, что
пункты обслуживания находятся на заправках «Белнефтехим» (первый обычно сразу после пограничного пункта пропуска), однако и
тогда и теперь о их наличии может извещать не более чем маленький
стенд-раскладушка, который, во-первых зимой заносит снегом, а во-вторых постоянно заставляют убирать с трассы представители некой госинспекции.
В окошке
работала женщина средних лет. Она вбила мои данные в компьютер, распечатала
договор и сказала, что я должен расписаться в трех местах: о том, что я хочу получать рекламу, о том,
что я понял и согласен с условиями договора, и о том, что я получил само бортовое устройство. Я сказал,
что я не хочу получать
рекламу, и поэтому буду расписываться только дважды. Женщина впала в ступор и
вызвала свою начальницу – симпатичную девушку стервозной внешности в очках и
галстуке. Девушка сказала, что или я все подписываю или они меня обслуживать не
буду. На что я ответил, что получать от них рекламу это мое право, а не
обязанность. Далее был долгий диалог. Самые интересные фразы из него: «Вы что
все читаете, что подписываете?», «Вы что, президент, что Вам все можно?» и
наконец контрольная в голову «В Европе нас унижают, а почему мы не можем». С
горем пополам документы я оформил, устройство получил, правда без специального крепления,
вместо которого мне выдали двухсторонний скотч. В тот раз Беларусь мы проехали
нормально, устройство я решил не сдавать, чтобы не возиться с переоформлением
договора, снял его с лобовухи и положил в бардачок. Кстати, за устройство вы платите залог 25 евро в белорусских рублях по курсу, но если вы захотите его вернуть, то вам вернут не 25 евро по актуальному курсу, а именно ту сумму, которую вы заплатили в рублях.
Контрольная арка системы платных дорог (фото с сайта http://www.sb.by) |
В следующий
раз мы ехали в Вильнюс ровно через год. За это время на границе появились
маленькие стендики-раскладушки "Белтолл" с раскисшими от дождя и снега проспектами, а на дорогах, правда уже далеко за началом их платных участков, появились установленные, почему-то не на обочинах, а в полях борды с надписями «А
ты заплатил за платную дорогу», естественно без указания, где собственно можно
это сделать.
Въехав в РБ, я, на всякий случай, проверил работу устройства и наличие средств на моем счете у
другой не менее неприветливой девушки и не думая о плохом, приклеил устройство на
лобовое стекло с помощью уже известного вам двухстороннего скотча.
Когда мы проехали через
первую контрольную арку, устройство не издало писк, а, значит, деньги не
списались. На улице бушевала метель, у меня была температура, при этом на часах было 2:00. Следуя инструкции, я заехал на ближайший пункт обслуживания, где
очередная хмурая тетенька проверив исправность бортового устройства попыталась меня послать. Когда я потребовал книгу
жалоб мне посоветовали позвонить в Минск на «горячую линию». Я попросил
служебный телефон, чтобы сделать этот звонок, мне отказали. Только после того,
как я попросил "любезную" представительницу "ненавязчивого" сервиса
представиться, она передумала и сама позвонила оператору. Устройство еще раз проверили и не нашли неисправностей. Я зарегистрировал обращение о его некорректной работе и мы поехали дальше.
Следует сказать, что устройство
все-таки один раз сработало, впрочем это, как вы узнаете далее, нам ничем не помогло.
Сотрудники Транспортной инспекции бдят (фото с сайта http://www.sb.by) |
На обратном
пути в Киев история повторилась. Пурга, устройство не работает, звонок на «горячую
линию», обращение в центр обслуживания. В этот раз в окошке сидел молодой
человек. Он сразу заметил скотч на датчике и сказал, что его недопустимо
использовать, т.к. скотч не пропускает радиосигнал системы. Наконец был выдан штатный кронштейн,
устройство заработало и через два часа, в чистом поле, мы были остановлены двумя
бравыми дядьками из транспортной инспекции. Они стояли на обочине заснеженной
дороги и в бинокль выискивали именно нашу машину. Индивидуальный подход к клиенту
обошелся нам в 400 евро (включая штраф за 2013 г.).
Справедливости
ради, надо отметить, что мужики были очень вежливые, они с пониманием слушали
мои жалобы и сокрушались на несовершенство действующей системы. У них был мобильный
терминал, а у меня, слава Богу, были деньги на карточке. Это их очень обрадовало,
т.к. не нужно было сопровождать нас на штрафплощадку и оформлять кучу бумаг. Кроме того они
посоветовали мне сразу заехать на ближайший пункт обслуживания и написать жалобу,
что я незамедлительно сделал. Две неулыбчивые тетки, жалобу принимать
отказались и посоветовали мне вернуться в Минск, но после того, как я предупредил
их о моем хорошем знании инструкций их работодателя и приготовился записать их ФИО, дамы сразу же
стали приветливыми, и всего за 2 часа времени оформили все документы.
Карта платных дорог РБ по состоянию на июль 2015 г. (фото с сайта http://www.beltoll.by) |
На мою
жалобу вскоре пришла отписка, краткий смысл которой сводился к следующему –
если устройство не работает, нужно сообщить на горячую линию и заехать в
ближайший пункт обслуживания. Вопрос, что делать автомобилисту, если эти
действия не привели к устранению неполадки в работе устройства остался висеть в
воздухе. В конце письма мне любезно посоветовали обратиться в самый
справедливый в мире белорусский суд. В суд я не пошел, а написал письмо Александру
Григорьевичу Лукашенко, в котором, коротенько, на 10 страницах, признался в
искренней любви к Беларуси, что повторюсь есть святая правда, и пожаловался на вопиющую несправедливость.
В ответ я получил отписку из Министерства транспорта РБ, в которой мне предложили
осуществить все те же действия, которые были описаны в начале этого абзаца, а
также обратится в суд. Вот такая получилась печальная история.
Недавно мы
опять ехали через РБ. С новым креплением устройство работало без проблем, но
осадочек то в душе остался…
Отдельными "незлыми" словами нужно отметить "дружественность" сайта "Белтолл" особенно в части кириллических "капач" для, европейских перевозчиков и автомобилистов |
Кстати, как
оказывается, система пустила по миру не одну грузовую компанию, о чем можно
прочитать например тут. Напомню, что белорусские дороги являются платными для
всех без исключения грузовых автомобилей, а также для всех легковых автомобилей, кроме тех, которые имеют регистрацию в РФ, РБ и
Казахстане. Так вот, "Белтолл" и его партнеры выжидают, когда у собственников грузовиков набирается сумма штрафов
более 40 тыс. евро (!), действительно, чего за мелочью бегать, а потом запускают Транспортную инспекцию, и все... Да, забыл сказать, если вы съехали с платной дороги, а потом вновь на нее вернулись через много километров, придется заплатить так, как-будто вы проехали по ней все расстояние.
Также я
наслушался душещипательных историй про граждан РБ, купивших машины в Литве и каждодневно ездивших на работу из пригородов в Минск. Суммы к взысканию начинались с уровня
3000 евро. Суд, конечно, принимал сторону государства.
На мой
взгляд вся эта нездоровая ситуация с платными дорогами наряду с дорогущими
мультивизами для граждан ЕС (годовая стоит 150 евро) не способствуют развитию
культурных и деловых отношений между Беларусью и ее соседями. Но дороги там
все-равно хорошие, пейзажи красивые и люди хорошие. Поэтому удачи вам и будьте
внимательны в путешествии :)
П.С. Стоимость проезда от Новой Гуты до Каменного Лога составляет около 10 евро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий